Поиск

Новости

24 апреля наш клуб принял участие в реконструкции в музее-заповеднике «Полотняный завод».

11.10.2015 г. наш клуб принял участие в ежегодном мероприятии "Москва за нами", который традиционно проводится во вторые выходные октября на плац-театре близ музея-заповедника "Бородинское поле". Реконструкция была посвящена событиям осени 1941 года и героической обороне Москвы в начальный период ВОВ.

Наш клуб принял участие в ежегодном военно-историческом фестивале "Поле Боя 2015"

Итальянский камуфляж

Автор Eric Verny, редактировал Jonathan Bocek

Введение:
Если различные немецкие камуфляжные расцветки были в значительной степени изучены и задокументированы как для Вермахта, так и для СС, то информация об итальянском камуфляже времён войны чаще скудна и не выявлена или же фактически отсутствует.
Широко распространённое использование солдатами Германского Райха различной одежды из итальянского камуфляжа (далее – ИК) совпадает с разоружением итальянских войск в 1943 году. Как 1 танковая дивизия СС «Leibstandarte SS Adolph Hitler», так и 12 танковая дивизия СС «Hitlerjugend» участвовали в этом процессе; и, вероятно, поэтому не удивительно, что солдаты именно этих двух дивизий – судя по фотографиям времён войны – были наиболее заметными пользователями ИК.
После капитуляции и демилитаризации большей части итальянских вооружённых сил в 1943 году, материал ИК был использован Германией в качестве своеобразного компромисса, замены, перед лицом всё более растущих запросов на обмундирование и всё более разваливающейся экономики военного времени. Немецкие вооружённые силы стали выпускать не только уже известные к тому моменту маскировочные покрывала и пончо из ИК; они использовали ткань ИК для создания широкого диапазона комплектов униформы и снаряжения. Многие части униформы были изготовлены у портных или же сшиты в театральных мастерских; включая такие вещи как кителя, анораки, штаны, комбинезоны, кепки; материал также использовали для создания самых базовых вещей типа цельтбанов М31 и парок на меху (которые обычно были изготовлены из материала серого мышиного цвета). Важно также отметить, что предметы, изготовленные из материала ИК использовались всеми родами войск, которые служили на итальянском театре вооружённых действий (Вермахт, СС, Люфтваффе и Кригсмарине).

Описание:
Единственная расцвета ИК, которую использовали во время ВМВ, называлась камуфляжной расцветкой М29 или «1929 Telo Mimetico» (камуфляжная ткань 1929 года). Расцветка впервые была выпущена в 1929 году и использовалась вплоть до ранних 1990-х, таким образом делая себя наиболее долгоиграющей военной расцветкой в мире. Изначально материал ИК М29 использовался для создания «накидок для укрытий» (или, как выше было сказано, «маскировочных покрывал»: из ткани вырезались квадратные половинки, которые можно было скрепить пуговицами между собой, и таким образом получался своеобразный тент. Вторая версия тента имела прорезь в центре квадрата (края откидывались), дабы помимо использования этой ткани в качестве тента, можно было её носить ещё и на себе, как пончо (точно также как носили на себе цельтбан М31).

Передний и задний виды двух оригинальных плащ палаток

Передний и задний виды двух оригинальных «маскировочных покрывал»


Оригинальный камуфляжный материал 1929 года сделан из брезента (в английском языке подобную ткань называют «cotton duck» или ещё проще – «canvas» - прим. переводчика) и имеет примерно такой же весь и толщину, что и свой немецкий аналог. В отличие от большинства разновидностей немецкого камуфляжа, рисунок ИК печатался только на одной стороне, поэтому его нельзя было вывернуть и носить с другой стороны, которая имела особую бурую расцветку (не красную). Цвета, которые использовались при печати: лёгкий зеленовато-жёлтый, средний зелёный и коричневый. Важно также отметить большой ассортимент цветовой раскраски у оригинальных вещей из ИК времён войны.
Имея в своей коллекции, а также просмотрев 10-12 оригинальных, невыданных «покрывал» и пончо из ИК, я нашёл как минимум 6 различных цветовых сочетаний. Сам по себе камуфляжный рисунок представляет собой большие, «естественные» (сделанные «под природу») пятна, где лёгкий зеленовато-жёлтый и средний зелёный цвета напечатаны поверх обычного коричневого цвета.


Заметка редактора: Тема цветовой гаммы ИК военного времени в определённой степени уже изучена и обсуждена. Историки и коллекционеры одно время спорили на тему того, какая из расцветок ИК является настоящей продукцией военного времени. Из-за того, что были абсолютно чёткие послевоенные цветовые схемы, некоторые люди склонны считать определённые вещи сделанными также после войны, хотя на самом деле эти вещи оригинальные.

Одним из наиболее общепринятых описаний ИК времён войны считается: расцветка сама по себе должна быть последовательно более тёмной, а коричневый цвет снаружи должен быть скорее «шоколадным», нежели бурым (т.е. с примесью красного). Помимо этого, коричневые пятна не должны «перетекать» на обратную «бурую» сторону (пятно не продолжается). Зелёный цвет не может быть голубоватого оттенка или цвета морской волны. Цвета чаще выглядят как «линялые» или тусклые (как на картинке сверху).

 

Определение:
Судя по тому, что ИК 1929 года использовался вплоть до 90-х годов, найти оригинальный камуфляж военного времени представляется не простой задачей. Эта проблема только усугубляется тем фактом, что многие части комплекта униформы были сшиты по заказу (у портных) и вовсе не обязательно должны были следовать тем правилам, по которым обычно определяют вещи, пущенные в Германии того периода. К счастью, определить разницу между оригинальными и послевоенными «покрывалами» и пончо гораздо легче. Самый быстрый путь определения оригинальности данных вещей – это взглянуть на выходные отверстия (расположены по углам) и пуговицы. Все оригинальные вещи периода войны имели шитые выходные отверстия, когда их послевоенный собрат имел металлические детали (заметка: существуют послевоенные экземпляры вещей, у которых есть шитые отверстия). Также, у «родных» вещей были коричневые бакелитовые пуговицы, цветовая расцветка которых могла быть от жёлто-коричневой до лёгко-коричневой или просто цветной. У подобных пуговиц будет 3 или 4 отверстия и сами они будут пришиты, когда у послевоенных аналогов обычно в комплекте идут коричневые металлические пуговицы, которые проклёпаны к ткани, нежели пришиты (заметка: послевоенные экземпляры также иногда имели бакелитовые пуговицы). Коричневые 4-дырочные пластиковые пуговицы могут быть как на оригинальных, так и на послевоенных вещах.


итальянский камуфляж Вторая Мировая Война
Угловые выходные отверстия и детали пуговиц:
Оригинальные «ШИТЫЕ» слева – Послевоенные «МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ» справа


Все итальянские пончо и «покрывала», которые я видел, имеют чернильные маркировки на задней (не камуфлированной) стороне. Эти метки обычно расположены в двух местах. Первый тип расположен скорее по направлению к углу квадрата и выполнен в чёрной краске. Второй тип расположен вдоль по обеим сторонам центрального шва и выполнен жёлтой или белой краской. Оригинальные вещи военного времени обычно имеют ещё и год выпуска, который отпечатан внутри самого штампа.



Маркировки на ИК пончо и «покрывалах»...


Белый цвет также может помочь определить послевоенные вещи; благодаря большому разнообразию в оригинальных вещах, цвет сам по себе не должен использоваться для установления оригинальности. Типичная послевоенная расцветка может быть скорее от бирюзовой расцветки до зелёной, и лёгкий зеленовато-жёлтый может быть скорее похож на цвет горчицы. На данный момент на рынке представлено большое количество послевоенных и бельгийских «покрывал» и пончо, которые выглядят практически идентичными с ИК времён войны, но очень легко распознаются по способу печати самого камуфляжного рисунка: у них он скорее «волнистый» по краям нежели мягкий и «естественный».
Ещё одной деталью, которая поможет отличить оригинал от послевоенной поделки – это само строение, конструкция вещи. Настоящая «итальянская» вещь была отпечатана и соединена точно в середине, дабы сложилась цельная половина «покрывала». Вещи времён войны имеют коричневое «сочленение» в середине (как на картинке ниже), которое образует чёткую линию. После войны способ подобной камуфляжной печати на ткани был изменён.



Заключение:
Хоть эта статья и не окончательна в плане изучения ИК времён ВМВ, хочется надеяться что она поможет как коллекционерам, так и реконструкторам в определении оригинальных военных вещей из итальянского камуфляжа.



________________________________________

Источники:
- Коллекция Eric Verny
- Коллекция Adam Jordan
- Отдельное спасибо всем остальным, кто помог нам советом или информацией…
- Dubois, Gregg Comparison of Post-war and Wartime Italian Tent Sections. 8 July 2006
<http://home.comcast.net/~babela29/tent.html>.
- Hahne, Josef "Sepp" WW2 Italian Camouflage Information Website. 8 July 2006
<http://www.geocities.com/LSSAH_pionier/>.
- "Italy (Kingdom of Italy) > 1929 Telo Mimetico" kamouflage.net 8 July 2006
<http://www.kamouflage.net/camouflage/en_00058.php>.

По материалам сайта http://www.dererstezug.com/italiancamo.htm